The Godfather: The Game — Былина о недооцененном бриллианте
Убежден, что с годами игры не стареют, а некоторые даже становятся лучше. И речь не только о патчах, дополнениях или пользовательских модификациях, ведь дело не в самих играх, а еще и в том, как именно мы их воспринимаем.
Время не только лечит, но и позволяет забыть о разочарованиях и неоправдавшихся надеждах. Постановочные трейлеры и фантазии разработчиков на тему их идеальной игры становятся пережитком прошлого, и мы уже начинаем воспринимать игры такими, какие они есть на самом деле.
Сегодня я хотел бы поведать вам об игре, которую долгое время считал одной из лучших в жанре. Почему именно «считал»? Был молод, мало видел, да и многие игры нравились «просто так», а не «потому что…». Но раз уж положительные впечатления так глубоко отложились в памяти, значит, восхищаться на самом деле было чем.
Позвольте начать рассказ с маленького отступления, а именно, с того, как я познакомился с игрой The Godfather: The Game. Семь-восемь лет назад найти лицензионный софт в моем городе было проблематично, ни о каком интернете никто не слышал, информационными порталами служили витрины торговых лотков, а дистрибьюторами игр были только друзья.
Именно от «дистрибьютора» я и узнал об игре. Хоть любил тогда по большей части стратегии, друг настолько воодушевленно рассказывал об этом боевике, что самому захотелось посмотреть, что же это за игра такая. Увы, распробовать проект тогда не удалось: еще при установке игра вывернула наизнанку мою ОС, которая и приказала долго жить при первой же перезагрузке.
Игру видел всего несколько часов, но впечатлений хватило, чтобы задаться целью найти другую сборку, менее опасную для системы. Лицензий от «Софтклаба» в те времена у нас не было как класса, поэтому моя вторая версия была без роликов, с покалеченными шрифтами и запускалась с эмулятором, но, по крайней мере, не убивала систему, а значит, можно было её таки пройти.
Только через пару лет я понял, что игра моя не совсем подлинная и где-то в мире существует та единственная, оригинальная — в красивой упаковке и с книжечкой-руководством. Был то ли 2008, то ли 2009 год, решил найти это издание, но, увы, оно даже в России было большой редкостью. Помог товарищ из Москвы: повезло с ним познакомиться, когда он распродавал свою скромную коллекцию с заветным диском. Пара месяцев ожидания и издание нашло своего нового хозяина.
Год назад я узнал о замечательной функции переноса старых игр Electronic Arts в Origin — достаточно было связаться с консультантом и попросить добавить на аккаунт указанные игры. Этот трюк сработал и с The Godfather: The Game — хватило фотографии коробки, чтобы получить подарок в виде цифровой версии игры.
Самое забавное, что я так и не отблагодарил издателя рублем, ведь одни версии я получил бесплатно, другие покупал у перекупщиков. Впрочем, с учетом количества предзаказов, сделанных в магазине Origin, корпорации грех держать на меня зло.
Думаю, не стоит останавливаться на пояснениях, о чем эта игра. Проект по мотивам романа и фильма «Крёстный отец», боевик от третьего лица, GTA-клон. К слову, к творчеству Марио Пьюзо и Фрэнсиса Форда Копполы игра имеет не самое прямое отношение, ведь сюжет хоть и пытается следовать канонам, но рассказывает историю совсем другого героя.
Герой этот безымянный, ему можно подобрать любую внешность в редакторе, по возможностям не уступающем The Elder Scrolls. Наш протеже может прокачиваться, но не в тренажерном зале, как Карл Джонсон из San Andreas, а в плане набора уровней. Выполняем миссии, испытания, всяческие условия — повышаем живучесть, скорость или навык владения оружием.
Прокачка в GTA-клоне? Этим вас не удивить, согласен. А как вы смотрите на систему захвата предприятий? По всему Нью-Йорку куча мелких сошек ведет свой бизнес: кто-то продуктами торгует, кто-то казино или парикмахерскую держит. Так вот, в каждое здание можно войти, ограбить его или переубедить владельца платить долю выручки именно вашей семье, а не конкурентам. Еще раз: десятки предприятий. По всему городу. Можно зайти внутрь. Переубедить, подчинить, захватить.
Как переубеждаем и захватываем? Берем владельца за шкирку, трясем, бросаем, бьем ногами, кулаками или головой по лицу. Крепкий орешек? Тогда постреляем в посетителей, разобьем витрину, хотя иногда достаточно просто наставить на бедолагу пушку. И чем больше давим, тем больше нам платят. Но важно не переусердствовать, а то забьем бедолагу до смерти, а с трупом уже не договоришься.
Ах, как же подобной находки не хватало в Mafia. Только представьте: приезжают Томми, Поли и Сэм к какому-нибудь кондитеру, разделываются с охраной и устраивают знатный погром, а затем Поли швыряет хозяина на прилавок, Томми наставляет на него любимый кольт 1911, а Сэм, докуривая сигару, завершает приключение фразой «теперь вы будете платить мистеру Сальери».
Да, система рукопашного боя в игре на пять с плюсом. Как уже заметил выше, можем схватить любого человека и швырнуть в сторону… или треснуть об стену. Отдельные кнопки отвечали за удары правой и левой рукой, можно было бить ногами — любителей слэшеров и файтингов подобным не удивить, но в рамках жанра бои смотрелись недурно.
И все же это не Sleeping Dogs — большую часть игры мы стреляем и взрываем. Причем много, очень много. На мелких предприятиях и охраны немного, но если надумали прибрать к рукам отель или казино — готовьтесь к ожесточенной перестрелке. В некоторых заведениях есть и подпольный бизнес, а это еще больше стрельбы, еще больше потенциальной прибыли.
Управление довольно дружелюбное, и пусть вас не смущает автоприцеливание — всю игру прошел без этой подачки для казуалов и остался доволен. Как в старые добрые времена, никто не ограничивает нас количеством переносимого оружия — сколько нашли, столько и используете. Только труба и бейсбольная бита взаимоисключающие, если мне не изменяет память и если не путаю с Mafia.
Что еще сказать о шутерной части? Ну, она хороша. Одно «но»: игра очень легкая. Захват предприятий может превратиться в рутину, поэтому заниматься этим стоит по настроению, а не планомерно, зачищая карту. Зато захват вашего первого товарного склада и штурм виллы конкурирующей семьи вы уж точно запомните надолго — это тяжелые схватки, где малейшая оплошность стоит успеха всей операции.
Помимо стрельбы, рукопашного боя и крышевания магазинов, мы ездим по городу на машинах и участвуем в погонях. И это самый грустный элемент игры, увы. Если бы выражение «гроб на колесах» не было придумано ранее, его бы точно изобрели под впечатлением от The Godfather: The Game — бесформенные и безликие авто с такой же грустной физикой не чета красавицам из Mafia. Хотя модель вождения и не назову мучением — это далеко не Saints Row 2, где машины не слушались вообще.
О сюжете и миссиях мне, как ни странно, совершенно нечего сказать. Захват предприятий и штурм имений запомнился, миссии — нет. Смутно помню, что был там и стелс, и погони, и задания на время. С другой стороны, не помню, чтобы проходить их было скучно — стрелять довольно весело, каракатицы на колесах водим не так часто, как в GTA или Mafia.
Отдельным пунктом хочу выделить мир игры. Это полноценная песочница, по наполнению не уступающая GTA. Создателям The Godfather: The Game удалось то, что побоялись сделать творцы обеих частей Mafia, — насыщенный мир, где есть что искать.
По всему городу находятся торговцы оружием, у некоторых можно даже купить уникальные улучшения. В подвалах церквей ошиваются агенты спецслужб, готовые за скромную плату понизить так называемый уровень вендетты (если он большой, противоборство семей перерастает в открытую войну и конкуренты попытаются отбить одно из ваших предприятий).
В укромных уголках и подворотнях припрятаны ленты с кадрами из кинофильма. Также здесь есть банки, которые можно грабить, и продажные копы: дадите кому-то «на лапу» и за мелкие нарушения вас наказывать уже не будут. Что еще? Да разного хватает, проходил давно, всего уж и не упомню.
В заключение хочется сказать, что The Godfather: The Game — как минимум отличный проект, способный подарить много ярких впечатлений. Это та игра, где интересен сам процесс, а не конечный результат. Тот случай, когда не скажешь нечто вроде «ух, я прошел эту игру», скорее напрашиваются слова «я играл в неё и получил массу хороших эмоций».
Если чего и не хватает игре, так это серьезности и технологической вылизанности. К сожалению, ПК-версия визуально уступает своему аналогу для консолей, ведь игра вышла, когда приставки были (якобы) мощнее персональных компьютеров того времени.
Да, забегая вперед, могу сказать, что сиквел, вышедший в 2009 году, как говорят на молодежном сленге, «не вставил». Да, там три города вместо одного, но масштабы урезаны настолько, что дух свободы уже не чувствовался. В продолжение также перекочевали печальная физика авто, страшненькая графика, да и сама игра не вышла из «проблемного» возраста.
Надеюсь, вам понравился мой небольшой экскурс в историю. Не забывайте хорошие старые игры, друзья.